Искусство хивинских мастеров-кукольников

Искусство хивинских мастеров-кукольников

Подписаться

Транслировать новости у себя на сайте

Кажется, не так давно оригинальные кукольные представления собирали на базарных площадях толпы благодарных зрителей. Однако искусство создавать куклы со временем было забыто, но благодаря мастерам, искренне радеющим за возрождение истоков народного промысла, оно было восстановлено. Теперь узбекские куклы, одетые в национальные костюмы, стали традиционным сувениром в Узбекистане, который можно использовать не только в качестве игрушки, но и как интересную, яркую деталь интерьера. Они представляют различные народные типы или героев литературных произведений. Все мы в детстве хоть раз видели представления мастеров-кукольников. Этот вид театрального искусства имеет древнюю историю. Кукольные представления были распространены на территории Ближнего Востока и бассейна Средиземного моря еще в I тысячелетии до н.э. На территории Средней Азии театр кукол получил своё распространение и известность во время правления династии Ахеменидов и последующем завоевании греков. Во все времена на базарах и площадях среднеазиатских городов проходили представления мастеров – кукольников. Часто таким образом высмеивались правители и жадные чиновники, иногда показывались представления, основанные на мифах и легендах, или же на любовных историях. Широкое распространение кукольный театр получил лишь в XIV веке, во времена правления Тимура и Тимуридов, когда в государстве процветали все формы и жанры искусства, в том числе и театрально-зрелищное. В Средние века здесь были распространены три вида кукольных театров: перчаточный театр (кул-кугирчок или чодир жамол), театр марионеток (чодир хаел) и театр теней (фонус хаел). Перчаточные куклы были самыми распространенными, поскольку это был самый портативный и простой театр кукол. Сюжетами для представлений в нем была реальная жизнь, а главным героем выступал Палван Качаль. В театре марионеток куклы приводились в движение при помощи ниток. Только этот театр был способен показать сразу сотни кукол, нередко театр марионеток показывался в вечернее время: артист находился выше кукол, управляя ими с помощью шнурков (ришта). Театр теней был связан со двором и духовенством, потому не так популярен среди простого народа. Темы его представлений были философскими, и так или иначе, связаны с суфизмом, потому сложными для восприятия. В конце XIX – начале XX вв. театр теней потерял свое значение, поскольку идеи материализма и дух революционной борьбы уже начали проникать на территорию Туркестана и шли вразрез с философией суфизма. Современный кукольный театр можно разделить на театр, где люди управляют куклами, держа их на шесте или, одев, как перчатку, и театр, где куклы управляются сверху, как марионетки. Сегодня в Узбекистане действуют несколько кукольных театров в таких городах, как Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива. В них можно увидеть уникальные представления по произведениям узбекских писателей, а также современные постановки. Отдельно следует отметить искусство хивинских мастеров-кукольников. Сегодня на каждом базаре Хивы можно приобрести куклу, одетую в национальном стиле. В основном это персонажи народных сказок и преданий. Этих кукол делают из папье-маше. Они называются перчаточными куклами, так как одеваются на руку. Кроме перчаточных кукол, еще есть куклы из глины. Одним из самых известных мастеров-кукольников Хивы является Мансур Курязов. Он создал собственную мастерскую и студию «Джейхун». А в 1993 году при его непосредственной помощи был создан Хорезмский областной кукольный театр под руководством Д. Атабаева. Представления хивинских кукольников можно увидеть не только в Хиве, но и в различных городах Узбекистана. Они даже приезжают в отдалённые кишлаки. Также хивинский театр и хивинские мастера-кукольники принимают участие в различных международных фестивалях и конкурсах.

Источник: tourprom.ru

Login

Добро пожаловать! Вход в аккаунт

Запомнить меняЗабыли пароль?

Lost Password