В этом посте хочу рассказать о двух видах довольно необычных для меня автобусов – Метробусах и Направляемых автобусах. Интересны и уникальны они, прежде всего не своим внешним видом, а организацией движения.
Метрóбусы
Метрóбусы или Скоростные автобусы (Bus rapid transit, BRT) – были созданы специально для организации автобусного сообщения, отличающегося очень высокими эксплуатационными характеристиками в сравнении с обычными автобусами, по скорости, надёжности, расходу топлива и вместимостью пассажиров.
Метрóбус
Скоростной автобус (Bus rapid transit, BRT)
Обычно Метробусы – это би-сочлененные автобусы, то есть многосекционные сочленённые автобусы, как правило, с двумя гармошками. Но бывают и исключения, всё зависит от страны.
Би-сочлененные автобусы
Многосекционные сочленённые автобусы
От обычных автобусов их отличают несколько особенностей:
Во-первых, их маршруты проходят по частично или полностью выделенным полосам. На перекрёстках у них всегда преимущество. Часто у водителей таких автобусов есть возможность переключения светофоров прямо из кабины, что обеспечивает им приоритет в движении.
Метробус — необычный автобус
Сочлененный автобус — метробус
Автобус гармошка
В некоторых странах остановки для таких автобусов напоминают станции лёгкого метро – оборудованы турникетами и имеют билетные кассы. Всё это способствует быстрой посадке пассажиров, поскольку покупка и проверка билетов осуществляется ещё до посадки в транспортное средство.
Остановка для метробуса
Остановка для необычного автобуса
Полы таких автобусных станций находятся на одной высоте с автобусами, что очень удобно для инвалидов и пассажиров с колясками. Пассажиры совершают посадку через один конец станции, а выходят через другой.
Автобусная станция
Станция метробуса
Турникеты на остановке
На некоторых системах Метробусов используются направляемые автобусы, о них я напишу чуть ниже.
Остановка метробуса, фото
Метробус у остановки
Каждая такая скоростная автобусная линия может перевозить до 20 000 пассажиров в час. Могут перевозить до 270 пассажиров, расходуют на 40% меньше топлива и проходят свой маршрут в 3 раза быстрее, чем обычные автобусы. По этим показателям они ничуть не уступают метро, а вот затраты на обустройство здесь в сто раз меньше, да и открыть такую линию можно за полгода, а не через 5-20 лет.
Метробус, фото
Автобусная система — метробус
Особенно популярные такие автобусные системы в Южной и Северной Америке, в частности в городе Куритиба (Бразилия), а также в Аргентине, США, Мексике, Колумбии и других странах.
Направляемые автобусы
Направляемые автобусы (guided bus) — автобусы, удерживаемые специальными направляющими роликами на траектории своего движения по маршруту по отдельным полосам движения, ограниченным с обеих сторон вертикальными направляющими (металлическим или бетонным бордюром).
Направляемые автобусы (guided bus)
Направляемый автобус
Направляющие ролики прижимаются к бордюру во время движения, тем самым корректируя курс транспортного средства через рулевую систему.
Направляющие ролики
Направляющие ролики, корректирующие курс
Для организации такого автобусного движения необходимо строить отдельные полосы движения. В некоторых странах такие полосы совмещены с трамвайными.
Полагаю, у вас тоже возник вопрос: Зачем строить отдельную дорогу для автобусов, что им обычных автомобильных дорог мало, да и вообще, зачем всё это нужно?
Вообще первоначальной целью таких автобусов было обеспечение их безаварийной эксплуатации в очень узких тоннелях. Для чего же они сейчас функционируют в некоторых странах (Великобритания, Франция, Австралия), особенно там, где нет узких тоннелей, лично для меня осталось загадкой.
Направляемые автобусы, фото
Guided bus
Специальные полосы для автобусов
Автобус на специальной полосе
Специальные направляемые автобусы
По материалам: tourweek.ru